Подольский регион войдет в состав Москвы!

«Будущее Москвы можно увидеть через замочную скважину», - такая шутка приходит в голову, если посмотреть на карте,  как изменится силуэт столицы в случае воплощения идеи о расширении ее границ.  О планах по развитию Москвы мэр столицы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов сообщили журналистам после совещания у президента.

Москве - земля, области - финансовый центр

Стоя между камер и диктофонов в президентских «Горках», Собянин, казалось, тянул интригу, рассуждая о том, что столица - один из самых перенаселенных мегаполисов мира, и расширение в 2,4 раза существенно снизит плотность населения: «В целом, это решение позволит изменить вектор развития мегаполиса на ближайшие десятилетия».

Но долго не томил: «Речь идет о большом участке от Варшавки до Киевского шоссе и дальше на юго-запад, до Большого кольца Московской железной дороги». Площадь новой территории - 144 тыс. га. Учитывая, что сейчас столица занимает всего 107 тыс. га, ее территория вырастет в 2,35 раза. Эта территория требует комплексного градостоительного планирования, которое будет предусматривать и административное и деловое строительство, а так же появление новых образовательных и научных центров, сообщил мэр столицы.

 

 
 
   
 

О жилье тоже подумали: потенциал развития территории позволит построить 60 млн. кв. м. жилья, причем плотность застройки будет в 2,5-3 раза ниже, чем в пределах МКАД. Как сказано в материалах, которые были представлены президенту, расширение позволит дать жилье 2 млн. москвичей и создаст 1 млн. рабочих мест

Развитие транспортной инфраструктуры практически укладывается в существующие планы развития московского транспортного узла, продолжил Собянин.

«Мы определили, что основной участок выделяется под цели, о которых Сергей Семенович говорил, начиная с расположения федеральных органов власти», - вступил в беседу с журналистами молчавший до этого Борис Громов. По его словам, решено не собирать «все в одно место», поэтому финансовый центр будет размещен по Рублево-Архангельскому направлению. «Скорее всего, это вариант, который будет рассмотрен», - уточнил губернатор Подмосковья.

Кстати, площадь этого участка - 430 га. Он находится в Красногорском районе Московской области, в 3 км от МКАД. Там в 2005 году сенатор Сулейман Керимов захотел построить "город миллионеров". Но весной 2008-го Керимов продал эту землю альянсу ингушского бизнесмена Михаила Шишханова и Сбербанка РФ - за $5,3 млрд., почти в 25 раз дороже первоначальной стоимости. Сбербанк выдал Шишханову кредит под залог земли в размере $4 млрд. Поскольку кредит не был погашен, Сбербанк забрал все земли себе.

По словам Громова, все предложения получили предварительное согласие Медведева. О способах передачи областных земель городу Громов тем не менее распространяться не стал, заметив, впрочем, что это «дело техники», но вопрос требует тщательной проработки. Впрочем, область не чувствует себя обделенной - по мнению Громова, после расширения автоматически вырастут цены на земли, примыкающие к новым столичным границам.

Какие именно федеральные и городские учреждения переедут на юго-запад от МКАД, оба высокопоставленных чиновника пока не знают. На детальную проработку проекта потребуется как минимум год, заметил по этому поводу Собянин.

Зато уже известны транспортные планы разрастающейся столицы. Как уже говорилось выше, они примерно совпадают с программой развития транспортного комплекса Московского региона. В нее входит формирование в старых и новых границах города трех хордовых направлений, ремонта поперечных дорог в зоне 15-20 километров от МКАД и реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД. Будет развиваться и метро: в предложениях содержатся пункты о строительстве новой линии метрополитена в Сколково, продление линии метрополитена от станции «Юго-Западная» на два перегона «Тропарево» и «Румянцево», а так же продление линии метрополитена от Южного Бутово на 1-2 перегона в сторону Коммунарки. Где не пройдет метро - пустят скоростной трамвай, причем в «широтном направлениии», чтобы транспортная сетка была более удобной для пассажиров. Железные дороги тоже не остались забыты. Преполагается первоочередное развитие железнодорожного транспорта в западном, юго-западном и южном направлениях, строительство двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автомобильной дорогой А-101, строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениями МЖД, модернизация и продление Усовской железнодорожной ветки. Ну а транспортно-пересадочные узлы будут работать на пересадку пассажиров с пригородных электричек на городской общественный транспорт.

Таким образом, Москва и область поделили будущий столичный федеральный округ по братски: столице достались гигантские территории для расширения и роста, Подмосковью - международный финансовый центр, за ним же осталось Сколково. Впрочем, до принятия предложений, их конкретной проработки, а уж тем более реализации пройдет еще очень много времени.

Большая градостроительная революция

Декларируемый отход от прежней радиально-кольцевой схемы развития Москвы к новой концепции города без единого центра представляется поистине революционной. Система градостроительного развития столицы изменится впервые со времен Юрия Долгорукого. В то же время о необходимости такого изменения говорили чуть ли не на протяжении ста лет.

- Это легализация действительного положения дел,существования Москвы и соседних районов как одного целого, - говорит профессор Московского архитектурного института, эксперт по территориальному и городскому развитию, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев, - следовало давно признать этот статус, установить единую экономическую транспортную управленческую систему фактически объединившихся территорий.

По словам ученого, о программе расселения столицы, говорили уже в начале 1920-х годов, потом проработка вопроса возобновилась в 1960-е, в 1990-е, но дальше дискуссий дело не шло. Город меж тем развивался.

«В 1961 году граница города была установлена по МКАД, территория города увеличилась до 88 тыс. га, а население - до 6 млн человек. В настоящее время территория города составляет 107 тыс. га, а население - 11,5 млн человек, - говорится в официальном сообщении правительства Москвы и области, - Таким образом, за 50 лет территория города выросла в 1,2 раза, а численность населения - практически в 2 раза. В результате современная Москва превратилась в один из самых густонаселенных мегаполисов Европы и мира. Плотность населения в российской столице составляет 11,0 тыс. чел./кв. км, в то время как в Берлине она составляет менее 4 тыс. чел./кв. км; в Париже, Лондоне, Нью-Йорке в сопоставимых границах - менее 7 тыс. чел./кв. км. Обеспеченность жильем жителей города Москвы - одна из самых низких среди других регионов России (19 кв. м/чел.), тогда как в среднем по стране она составляет 22,8 кв. м/чел.

Москва остро нуждается в новом транспортном строительстве, развитии социальной сферы, площадках для возведения новых жилых кварталов, а также для размещения новых деловых и административных центров.

Требованием времени является отход от исторической концепции единого городского центра в пользу более гармоничной полицентричной структуры, которая позволяет обеспечить равномерное расселение жителей и распределение городских функций. Однако территориальные резервы для развития города практически исчерпаны: любое масштабное строительство в существующих границах города приведет к существенному ухудшению качества жизни москвичей, а также экологической обстановки в столичном регионе».

- Мы, специалисты, огромное количество раз говорили, что прорывать удавку МКАД необходимо, - говорит искусствовед, историк архитектуры, член президиума экспертного совета при главном архитекторе города Москвы Алексей Клименко.

Городской статус на руку собственникам земель

До последнего времени, впрочем, на официальном уровне решить этот вопрос было невозможно. Все практически мгновенно изменила воля президента.

- Такое впечатление, что что-то из наших многочисленных писаний дошло до мэра и губернатора, - считает Клименко, - правда, многих специалистов - урбанистов к разработке предложений не првлекли. Олчень жаль, если они останутся «за кадром» и в будущем.

Но идея нуждается в детальной проработке, считают ученые.

- То, что Москве нужна полицентрическая схема - это давно понятно, - говорит Глазычев, - Как именно ее воплотить - еще предстоит долго обсуждать, серьезно прорабатывать.

- Конечно, нужно менять функциональное наполнение Москвы, - считает Клименко, - Это неправильно, когда офисы гиганетских компаний располагаются в историческом центре, на бульварах. Но предстоит преодолеть юридические и инфраструктурные трудности. Прежде всего надо решить - можем ли мы обеспечить эти земли транспортным обслуживанием. В наследство нам остались и гигантские мусорные полигоны, и бессистемная застройка этих земель, проводившаяся последние годы.

Впрочем, собственникам земель в теперь уже почти бывшем Подмосковье городской статус только на руку. Примерно 85% территории, которая прирезается к Москве, является землей сельхозназначения. «Нужно понимать, что рынка сельхозземель как такового сейчас не существует, девелоперам не нужны риски, а использовать сельхозполя по назначению не выгодно, так как сельское хозяйство в Подмосковье убыточно», - объяснил МК директор департамента индустриальной недвижимости и земли компании Knight Frank Вячеслав Холопов. По идее, если сельхозземля не используется более 3-х лет, ее могут просто изъять, таким образом, крупнейшие собственники подмосковных полей рисковали лишиться собственности. Но теперь все меняется. «Это десятки тысяч гектаров, которые никто никогда не мог использовать, а теперь, земли станут городскими, и здесь без проволочек и задержек можно будет вести любой девелопмент, а цены, естественно, вырастут в разы, - пояснил господин эксперт. - Собственники очень серьезно на этом заработают». Основными владельцами земли в Подольском, Наро-Фоминском и Ленинском районах, которые могут стать Москвой, явлются управляющая компания «Масштаб», аффилированная с сенатором Вадимом Мошковичем (13 тыс га), группа «Абсолют» (один из акционеров - Александр Светлаков) и корпорация «Знак» (Николай Цветков).

По материалам "Московского комсомольца"


« Вернуться